Краткая информация о «Болонском процессе»
Уже более пяти лет европейское
образовательное сообщество существует под знаком так называемого
Болонского процесса. Суть процесса состоит в формировании в перспективе
общеевропейской системы высшего образования, названной Зоной европейского
высшего образования и основанной на общности фундаментальных принципов функционирования. С 1998 по 2001 год в рамках Болонского процесса состоялся ряд встреч, рабочих совещаний, конференций и т.д. разного уровня и значимости.
Болонская
декларация предусматривает четыре главных положения:
-
введение двух уровней высшего образования, которые отражаются в
степенях «бакалавр» и «магистр»;
-
накопительная система зачетных баллов. В Европе ее знают под названием
TCNC (Tvropean Credit Transfer Sistem). Суть этой системы заключается в том,
чтобы дать возможность студентам пройти двух- или четырехсеместровое обучение в
любом ВУЗе Европы;
-
дипломы стран-участниц Болонского процесса должны быть признаны до 2010
года среди всех стран-участниц;
-
этот документ предусматривает свободную миграцию трудовых ресурсов и
равные права для граждан разных стран при приеме на работу.
25 мая 1998 года Париж, Франция. Принятие
Совместной декларации четырьмя министрами, представляющими Великобританию,
Германию, Италию и Францию.
Март 1999 года Веймар, Германия. Встреча
генеральных директоров ЕС и руководства Советов
ректоров европейских стран для обсуждения проблем аккредитации и оценки в высшем образовании.
Май 1999 года Копенгаген, Дания. Публикация
отчета «Тенденции в высшем образовании - I»
по заказу CRE Конфедерации Советов ректоров стран, входящих в EU, и при финансовой поддержке ЕС.
18-19 июня 1999 года Болонья, Италия. Первая
встреча европейских министров, отвечающих
за высшее образование, и принятие совместной декларации.
8-10 февраля 2001 года Лиссабон, Португалия. Семинар «Аккредитация / Придание законной силы».
14-15 февраля 2001 года Берлин, Германия. Национальный семинар по вопросам Болонского процесса.
16-17 февраля 2001 года Хельсинки, Финляндия. Международный семинар «Университетские
степени короткого цикла».
1-3 марта 2001 года Упсала, Швеция. Неформальная
встреча европейских министров, отвечающих за
образование и научные исследования.
2-4 марта 2001 года Мальме, Швеция.
Международный семинар. «Транснациональное образование»
10 марта2001 года Антверпен, Бельгия. Семинар
фламандского сообщества по проблемам Болонского процесса.
10-12 марта 2001 года Антверпен, Бельгия.. Семинар студентов Европы «Воплощение
в жизнь Болонской декларации».
13-14 марта 2001 года Белград, Югославия. Национальный семинар по проблемам Болонского
процесса.
22-25 марта 2001 года Гетеборг, Швеция Принятие Гетеборгской конвенции конференцией
Ассоциации национальных студенческих союзов в Европе.
29-30 марта 2001 года Саламанка, Испания Конференция европейских высших учебных заведений
и образовательных организаций, принятие совместного документа.
9 апреля 2001 года Стокгольм, Швеция. Встреча
Группы управления в Болонском процессе.
21 апреля 2001 года Брюссель, Бельгия. Встреча Совета Ассоциации европейских
университетов.
26 апреля 2001 года Брюссель, Бельгия.
Встреча в расширенном составе группы, готовящей рекомендации по Болонскому
процессу.
Апрель 2001 года Хельсинки, Финляндия. Публикация отчета «Тенденции в высшем образовании
- II» при финансовой поддержке ЕС и ETF.
6-8 мая 2001 года Хальмстад, Швеция . Встреча
генеральных директоров ЕС и руководства Советов ректоров
европейских стран.
10-16 мая 2001 года Братислава, Словакия. Международный семинар и 40-я встреча Совета Ассоциации
национальных союзов студентов в Европе
17 мая 2001 года Прага, Чехия. Встреча в
расширенном составе группы, готовящей рекомендации по Болонскому процессу .
18-19 мая 2001 года Прага, Чехия Встреча европейских
министров, отвечающих за высшее образование.
Июнь 2001 года Рига, Латвия. 8-я
совместная встреча в рамках сетей ENIC и NARIC и принятие документа «Признание результатов (обучения) в Болонском процессе».
5-8 декабря 2001
года Тампере, Финляндия. 13-я ежегодная конференция ЕАIЕ, в большей
своей части посвященная Болонскому процессу.
1-2 марта 2002
года Брюссель, Бельгия. Болонский процесс: Зона европейского
высшего образования: перспективы и развитие для сельскохозяйственных
и связанных с ними наук; компетенция выпускников.
2003 год Грац,
Австрия. Вторая конференция представителей европейских
высших учебных заведений и образовательных организаций.
2003 год Берлин, Германия. Третья встреча
европейских министров, отвечающих за высшее
образование.
Включение
европейских государств в Болонский процесс:
1.
Австрия— 1999
2.
Албания -
2003
3.
Андорра -
не т
4.
Беларусь - нет
5.
Бельгия - 1999
6.
Болгария-1999
7.
Босния и Герцеговина – 2003
8.
Ватикан - нет
9.
Великобритания— 1999
10.
Венгрия - 19
99
11.
Германия -1999
12.
Греция -1999
13.
Дания -1999
14.
Ирландия -1999
15.
Исландия-1999
16.
Испания -1999
17.
Италия-1999
18.
Кипр-2001
19.
Латвия -1999
20.
Литва-1999
21.
Лихтенштейн— 2001
22.
Люксембург -1999
23.
Македония- 2003
24.
Мальта-1999
25.
Молдова - нет
26.
Монако — нет
27.
Нидерланды — 1999
28.
Норвегия-1999
29.
Польша-1999
30.
Португалия-1999
31.
Россия- 2003
32.
Румыния-1999
33.
Сан-Марино- нет
34.
Словакия-1999
35.
Словения-1999
36.
Турция-2001
37.
Украина - нет
38.
Финляндия — 1999
39.
Франция — 1999
40.
Хорватия - 2001
41.
Чехия -1999
42.
Швейцария —1999
43.
Швеция -1999
44.
Эстония -1999
45.
Югославия - 2003
Предложения,
рассматриваемые и исполняемые в рамках Болонского процесса, сводятся к 6 ключевым
позициям:
1. Введение двухциклового обучения.
Предлагается ввести фактически два
цикла обучения:
1-й - до получения первой академической степени,
2-й – после получения первой академической степени.
Продолжение обучения на 1-м цикле
должно быть не меньше 3-х и не больше 4-х лет.
Обучение в течение второго цикла
может вести к получению степени магистра (через 1-2 года обучения после
получения 1-й степени) или к докторской степени (при общей
длительности обучения 7-8 лет).
2. Введение кредитной системы
Предлагается ввести во всех
национальных системах образования систему учета
трудоемкости учебной работы в кредитах. За основу предлагается принять ЕСТS,
сделав ее накопительной системой, способной работать
в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
3. Контроль качества
образования
Предполагается учреждение
аккредитационных агентств, независимых от национальных правительств и
международных организаций. Оценка будет основываться не на длительности или
содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках,
которые приобрели выпускники. Одновременно будут установлены
стандарты транснационального образования.
4. Расширение мобильности
На основе выполнения предыдущих
пунктов предполагается существенное развитие мобильности
учащихся. Кроме того, ставится вопрос о расширении мобильности
преподавательского и иного персонала для взаимного обогащения
европейским опытом. Предполагается изменение национальных
законодательных актов в области трудоустройства иностранцев.
5. Обеспечение трудоустройства выпускников
Одним из важных положений Болонского
процесса является ориентация высших учебных заведений на
конечный результат: знания выпускников должны быть применимы
и практически использованы на пользу всей Европы. Все академические степени и
другие квалификации должны быть востребованы европейским рынком труда, а профессиональное признание квалификаций должно быть облегчено. Для обеспечения признания квалификаций планируется совместное использование Приложения к диплому, рекомендованное ЮНЕСКО.
6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования.
Одной из главных задач, которая должна быть решена в рамках
Болонского процесса, является привлечение в Европу
большего количества учащихся из других регионов мира. Считается, что введение общеевропейской системы гарантии качества образования, кредитной накопительной системы, легко понимаемых квалификаций и т.п. приведет к повышению интереса европейских и иных граждан к высшему образованию.
В 1997 году под эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО была разработана и принята Лиссабонская конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию Европы. Эту конвенцию подписали 43 страны (Украина в том числе), большинство из которых и сформулировали позже принципы Болонской декларации.
Через
год четыре страны — Франция, Италия, Великобритания и Германия — подписали
Сорбонскую декларацию. Этот документ был направлен на создание открытого
европейского пространства высшего образования, которое должно стать более
конкурентоспособным на мировом рынке образовательных услуг. В основных своих
идеях оба документа похожи. Это — двухступенчатая структура высшего
образования, использование системы кредитов (ECTS) и т.п. Однако особенно
следует выделить два тезиса Сорбонской декларации: международное признание бакалавра
как уровня высшего образования с предоставлением ему права продолжать учебу по
программам магистра и соблюдению положений Лиссабонского соглашения.
За
период с 1993-го по 2003 год высшие учебные заведения Украины вместе с ведущими
университетами Европы выполнили 105 проектов TEMPUS/TACIS. Это дало возможность
ввести общие учебные программы, новые принципы управления вузами, подготовить
современные учебники, наработать подходы к взаимному признанию документов об
образовании.
Принципы
Болонской декларации решено полностью внедрить в 2010 году, а 2005-й определен
как промежуточный этап мониторинга сделанного.
Прежде
всего речь идет об использовании прозрачных схем и этапов подготовки, которые
будут сопоставимы для разных стран. Как модель предлагается двухступенчатая
система образовательно-квалификационных уровней по схеме бакалавр (не менее
трех лет) и магистр — два года учебы. Первый этап в академическом плане должен
полностью обеспечить доступ ко второму этапу — подготовке магистра. В свою
очередь образование на магистерском уровне дает право продолжить последипломное
образование и получить степень доктора наук (доктора философии), эквивалентом
которого у нас является степень кандидата наук.
Сегодня
в Украине на законодательном уровне уже утверждена система стандартов по каждому
образовательно-квалификационному уровню и профилю подготовки. Стандарты, разработанные
у нас уже для 80 процентов направлений подготовки, содержат все требования к
компетентности, квалификационную характеристику и системы диагностики качества
знаний. В 2001 году министерство разработало форму приложения к диплому
европейского образца, его планировалось выдавать по желанию студента. В рамках
Болонского процесса принято решение выдавать такое приложение бесплатно всем
студентам, которые окончат университет после 2005 года. Развивая Болонский
процесс, предлагается кроме национального диплома выдавать также международный
диплом единого для Европы образца, который должен признаваться работодателями
на европейском рынке труда.
По
мнению представителей многих университетов Украины, довольно масштабной будет
предусмотренная Болонской декларацией задача ввести систему академических
кредитов, аналогичную ЕСТS (Европейской кредитно-трансферной системе). Именно
ее рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с
одной учебной программы на другую, включая и программы последипломного
образования. ЕСТS станет многоцелевым инструментом признания и мобильности,
средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов
высшим учебным заведениям других стран. Этому не мешает наличие в данных
странах собственных или вузовских кредитных систем. Важный момент введения
аккумулирующей кредитной системы — возможность учитывать все достижения
студента, а не только учебную нагрузку, например, участие в научных
исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т.д.
В 2005 году национальные системы гарантии
качества должны включать:
—
определение ответственности органов и учебных заведений;
—
оценку программ заведений, включающую внутренний контроль, внешнюю проверку,
участие студентов и публикацию результатов;
—
систему аккредитации, сертификации или подобные процедуры;
—
международное участие, сотрудничество и создание союзов, занимающихся проверкой
качества.
Знания
- в кредит
Важнейшей составляющей общеевропейской системы
образования являются кредиты. Для каждой учебной дисциплины в зависимости от
объема работы, ее значимость с точки зрения освоения будущей профессии эксперты
определяют кредитный "балл", оценку. В случае успешного освоения
каждой дисциплины студент "набирает" в свою копилку знаний заранее
установленное число кредитов, общая сумма которых позволяет ему получить
соответствующую степень - бакалавра или магистра. Система зачетных единиц (или
кредитная система) измерения и сопоставления образовательных программ давно
применяется в западноевропейских и американских университетах. Кредитная
система делает прозрачными, а главное - сопоставимыми учебные программы, что
позволяет студентам "повышать академическую мобильность" - менять
университеты и страны хоть каждый семестр.